Indonesia

Nepal

Myanmar (Burma)

Последние дни королевства Непал

(про мою первую поездку не по путевке и не через турфирму)

Святые места сотворены не людьми, святые места не для того, чтобы оставаться, строить жилище и жить. В святые места приходят и уходят... для того, чтобы вернуться и уйти снова.

Развернув карту планеты Земля в очередной раз, я посмотрела на Европу и вздохнула. До отпуска было далеко как до Шенгена, и я обратила свой взор на Азию. Индия, в которой не один раз были мои друзья, помахала мне рукой на прощанье: я знала, что в тот день, когда я приняла решение ехать куда-нибудь, группа уже была собрана и билеты в южную Индию заказаны... Я сложила карту, засунула ее на полку между путеводителей и сказала себе: "Надо думать".

А весна приближалась, и надо было действительно думать, потому что летом в Азию я ехать не собиралась: там слишком жарко для меня. Но вместо того чтобы думать, я читала новости в неприметной колонке слева, и однажды увидела приглашение в Китай. Внимательно прочитав программу и прикинув свой бюджет, я начала думать, и в голову наконец пришла мысль: "А надо ли мне туда ехать?" И как я не пыталась усилием своего мозга найти ответ - ответ не пришел. И я сделала вывод, что не надо, хотя было бы интересно...

Вскоре на сайте появилось сообщение о планируемом треке в Непале, вокруг Аннапурны. Когда я просмотрела программу, думать не пришлось, потому что мысль возникла ясно и весьма осязаемо: "Это то, что надо!".

Друзья пугали меня тем, что я никогда не ходила в горы и для этого надо быть альпинистом, тем, что в Непале дизентерия и другие смертельные болезни и надо делать кучу всяких прививок, которые все равно не спасут... На этом фантазия моих друзей заканчивалась, а я потихоньку покупала вещи, без которых в горах нельзя: рюкзак, спальник, кроссовки, ветровку, таблетки... Даже распечатала из Интернета непальский разговорник - на одну страницу...

Под влиянием друзей за день до заказа билетов возникла странная мысль: "Если самолет до Катманду летит через Дели, то почему бы на обратном пути не заглянуть на недельку в Индию и своими глазами посмотреть, чем же все так восхищаются?" Думать было некогда - билеты были заказаны. Если путешествовать - то по полной программе!

С попутчиками я познакомилась за пару дней до вылета, а узнали друг друга и подружились уже в Непале. Как оказалось, они давно хотели поехать в Непал и долго выбирали маршрут, то есть подходили к делу осознанно и обдуманно, хотя, как потом признались, поехали не по тому маршруту, который планировали.

И вот, 11 мая, знакомый аэропорт Шереметьево-2, люди с огромными рюкзаками - это мои попутчики: Андрей, Света и Алена. Летим до Дели, фоткаем разрушенный строителями аэропорт изнутри. Час ночи. Высунувшись в проломленную стену прохода в зал ожидания, вдыхаю индийский воздух... Верчу головой, сомневаясь в том, действительно ли я высунула голову на улицу... Глаза мне подтверждают, что да, улица это, аэропорт и стройка... А еще жара и странный специфический запах... и навязчивая мысль: "Боже, и я должна буду выйти сюда через 21 день?" Эта мысль сопровождала в дальнейшем любую мою мысль об Индии, пока я действительно не вышла из аэропорта в Дели, пока не села в такси, пока не опустила стекло и не высунула в окно свое лицо, чтобы быстрее привыкнуть к 45-градусной жаре, пыли и специфическому запаху. И как ни странно, из всех мест, в которых я побывала за 10 дней, в Дели мне понравилось больше всего.

Наконец из транзитной зоны аэропорта индийской столицы мы перебираемся в самолет. Пролетаем над Дели - фоткаем с высоты город, пролетаем над Непалом - прилипаем к иллюминаторам. Вот они - горы!

В аэропорту Катманду обнаруживаем на полу разбросанные рюкзаки и чемоданы, пытаемся опознать в них свои и разобраться в запакованных в полиэтилен свертках, гадая, где чей рюкзак. Тут появился мужичок с тележкой, жаждущий помочь нам. Сверив квитанции и надписи на свертках, он погрузил на тележку наши рюкзаки и повез к выходу, а через десять секунд потребовал доллар за каждый рюкзак. Еще через минуту мы оказались на улице, где нас ждал Юра и... море таксистов.

До сих пор не понимаю, как на узких улочках Катманду помещаются толпы людей, толпы животных, нескончаемый поток мотоциклов, велосипеды, тележки и огромные джипы... Теперь я знаю, какое из чудес света надо снимать на видео в следующий раз. В первый раз боишься ходить по таким улицам, отовсюду сигналят и стоит такой шум, что шарахаешься в сторону - а там еще один мотоцикл, еще одна машина. Но быстро привыкаешь к странному способу передвижения от магазина до магазина и уже реагируешь на все автоматически. Вокруг собираются толпы людей, продающий какие-то немыслимые вещи, и чем больше пытаешься от них отвязаться, тем назойливее они становятся. Сначала я старалась не обращать внимания. Потом научилась говорить "нет" так, что они сразу отходили. Это оказалось легче, чем просто игнорировать.

Прогулявшись по Катманду, мы собирались на следующее утро уже выехать в Бесисахар, но, узнав что завтра, 13 апреля, в Непале отмечается новый год, решили остаться. Нам повезло. В подходящий момент оказавшись на дворцовой площади, мы видели не только дворец Кумари, но и саму живую богиню, которую выносили на золотых носилках из дворца и обратно. Она улыбалась и радовалась празднику.

Весь остаток дня и вечер мы пытались найти еще какие-нибудь свидетельства празднования нового года, но ничего особо примечательного не нашли и заснули в отеле как обычно под музыку дискотеки. 1 мая в Катманду тоже был праздник. И вообще, у нас сложилось впечатление, что каждый день в Непале - это праздник, какой-нибудь фестиваль...

На следующее утро вместе с двумя портерами мы поехали на автобусе в Бесисахар. Наглотавшись драмины, я получала удовольствие от непальской музыки и пыталась снять на видео в окно шествие непальцев с рупором и красными флагами с серпом и молотом. Они улыбались нам и приветливо махали руками, окрашенными красной краской... У них был праздник. Как я узнала позже, 10 апреля были выборы в парламент. Наверное, они радовались победе маоистов.

Люди в Непале радовались всему. Если ты заходишь к ним в магазинчик - они счастливы, если ты у них что-то купил - они счастливы вдвойне... Если в масала-чай они не положили масалы, то они будут счастливы доказывать тебе, что масала там есть и будут счастливы насыпать ее, если ты на этом настаиваешь... Света зависала в каждом магазинчике и у каждого столика с товарами по полчаса, чтобы поторговаться, чем доставляла просто ни с чем не сравнимое удовольствие торговцу, даже если ничего там не покупала... Алена зависала чуть меньше, но торговалась много и до последнего. Я в таких магазинчиках проводила мало времени, предпочитая зависать в супермаркетах и книжных магазинах, зато я видела счастливые лица... Однако всегда, когда приходишь в магазин, надо иметь представление о стоимости любой вещи... Самое дорогое, что возможно купить в Непале - это шоколад. Не зря его просят все дети на треке... Еще дети просят карандаши, сладенькое и еще что-то... за это они позволяют себя фотографировать, особенно те, что постарше.

В Бесисахаре есть магазинчики, где можно закупиться намного дешевле, чем в Катманду, всем необходимым для трека - тем, чем по каким-то причинам не закупились в родном городе. Приехав в поселок, мы прогулялись по улицам, пофоткали снежные вершины, видневшиеся вдали, чудо-домики, чудо-технику, местных детишек, похожих больше на европейцев, и другие чудеса сельской жизни. А ранним утром выдвинулись в путь. Везде реклама кока-колы, домики, раскрашенные в красный цвет со знакомым логотипом, флаги с серпом и молотом. Даже самую отдаленную деревню украшают красные флаги и красные вывески.

В Баунданде мы поселились в отеле с горячей водой. На треке в каждом отеле есть свет и горячая вода круглые сутки. Хозяйка нагрела и принесла каждому таз с кипятком, а когда отключился свет, она заботливо просунула свечу под дверь душевой кабинки. Там вверху было специальная полочка, спроектированная с учетом непредвиденных ситуаций. Туда свечу и следовало ставить. Отель вообще был потрясающий. Архитектор продумал все до мелочей. Тонкие стены пропускали каждый шорох, сигнализируя о вторжении, каждый шаг, позволяющий отслеживать передвижения по двум этажам, окна, занавешенные занавесками, выходили в коридор, чтоб сразу было видно, кто стучится в дверь, а еще одно окно было в потолке - подразумевая собой то ли лампу дневного света, то ли запасной выход. Вечером к нам пришел портер и отодвинул наши кровати и рюкзаки от стен, что-то объясняя... Потом ушел. Я перевела его слова: чтобы стекающая по стенам вода не затопила нас и наши вещи, пока мы спим, ибо начинался дождь... Свет к ночи так и не включили: мы ночью ходили с фонариками, пугая чьи-то темные силуэты...

Завтрак мы заказали за ужином, на определенное время, чтобы утром рано выдвинуться в путь. Рано встанешь - раньше придешь, останется время на прогулки по деревне, шопинг, интернет... И так мы делали каждый день, просыпаясь в 5-00 и отправляясь в путь в 7-20 (за редким исключением). И правильно делали, потому что днем после трех к нам спускались тучи и шел дождь.

Другой крупный поселок, Чаме, тоже был полон магазинчиков, где туристам давалась последняя попытка купить необходимое для перевала или то, что они уже успели потерять в дороге. При входе в поселок на столбе и на деревянной табличке-указателе, даже на огромном камне было написано, что в Чаме есть интернет. Такая своеобразная наскальная реклама. Мы воспользовались и интернетом и магазинчиками и даже купили полуторалитровую бутыль драгоценной кока-колы, чтобы на перевале ее торжественно распить. Правда, бутылку по пути к перевалу пришлось немного облегчить - как оказалось, вес при подъеме имеет значение.

Далее были Писанг, где мы отфоткали восход луны над Аннапурной, Мананг, где в акклиматизационный день мы попали на ежегодный фестиваль в буддийский монастырь. Затем мы сделали колоссальный рывок в треке, поднявшись от Мананга (3400 м) до Торунг Педи (4550 м). Так мы попали из лета в зиму. Снежные вершины сияли уже не где-то высоко над головой, а рядом... В Торунг Педи мы шли по узкой тропе, на которой видели гуляющих по склонам яков в поиске травки и предупреждающую табличку "Камнепад". Тут меня во второй и последний раз посетила мысль, что надо было прикупить еще и шлем в московском магазине, где я покупала спальник и кроссовки - именно там я впервые подумала о шлеме.

Добравшись до поселка, когда уже холодало и темнело, мы отправились в "ресторан", где наконец-то включили в электросеть свои аккумуляторы и фото-видео технику. Подзарядка в поселочках платная, причем недешевая. Поэтому всегда имейте в своей группе гения, который выкрутит лампочку и вставит вместо патрона переходник прям в номере отеля, иначе придется либо раскошеливаться, либо оставаться без прекрасных фоток и видео, либо самим осваивать профессию электрика. Спешу заметить: все вышесказанное применимо, если в отеле вечером не вырубилось электричество.

К ночи мы раздобыли теплые одеяла и поспешили спать, чтобы завтра задолго до рассвета начать подъем к перевалу. Путь предстоял долгий - надо было успеть к вечеру добраться до Муктината. Завели свои мобильники на три часа ночи, чтобы проснуться. Утром, позавтракав, двинулись вверх. Сверху смотрели, как восходит солнце на высоте 5000 м, фотографируя золотые шапки заснеженных гор... Дальше шли по утоптанной снежной тропинке. Несколько часов подъема по камням, покрытых снегом, - и мы на перевале Торунг Ла, украшенного флажками. Светит весеннее солнышко, растапливая снег. Забыв о драгоценной кока-коле, фоткаем друг друга и горы... Я наконец вспоминаю о бутылке, мы ее еще немного облегчаем... и начинаем крутой спуск, которому, казалось, не будет конца...

Наконец мы добрались до Муктината (3800 м) и разместились в очаровательном стильном отеле "Боб Марли" с совсем расслабляющей атмосферой и мексиканской кухней. А к вечеру многих из нас посетил призрак депрессии. Высота пройдена, путешествие подходит к концу, придется возвращаться домой... А когда подсчитали, сколько дней осталось, призрак начал материализовываться... И стало совсем грустно. И пошли мы в ресторан отеля, купили местного яблочного бренди, рома, отметили наше восхождение... Весь следующий день мы провели в поселке, побывав в женском буддистском монастыре, осмотрев весь комплекс храмов - места паломничества, посидели в интернете, позанимались шопингом, пофоткали женщин около столиков с сувенирами, мужчин на поле, стреляющих из лука... Вечером побродили бесцельно по улицам. К утру вроде акклиматизировались... Настроение улучшилось, тем более что места, которые нам предстояло пройти, были не менее интересны. Например, долина Мустанг, начинающаяся около поселка Кагбени, или долина Кали Гандаки, где мы чуть не оказались унесенными ветром... Тогда я написала бы статью под другим названием.

А дело было так. Насладившись загадочным видом долины Мустанг с крыши монастыря, мы пофоткались, повздыхали и отправились не спеша дальше, намереваясь сделать очередной рывок в треке. Задул сильный ветер, полетели на наши головы камни... Пришлось поспешить. Обычный для этого района ветер дул, сооружая из песка барханы, не забыв отсыпать песочку в наши носы, уши и глаза. Добравшись до Джомосома, мы пошли искать портеров и "ресторан", чтобы запить песок чаем. Портеры с готовностью согласились идти дальше - до Марфы, что было странно. Как оказалось, в яблочной столице Непала была компания, выпускающая чудесные алкогольные напитки и продающая их дешевле, чем магазины... В Марфе у нас в отеле была даже горячая вода, которая текла из крана, и ванна...

На следующий день мы сделали еще один рывок - до Гасы, деревни из трех частей. Наслушавшись рассказов Андрея про большую белую обезьяну на сосне, которую он видел рано вечером, мы с Аленой отправились гулять по деревне, а так как посреди деревни рос лес, то мы захватили с собой фонарик, чтобы ненароком не свернуть с дороги. Дойдя до конца второй части деревни, мы вспомнили про обезьяну, а так как было уже темно, повернули назад. А вечером было решено рывков больше не делать, в трек не ходить, а тень депрессии развеивать на шопинге в Покхаре. По этому поводу мы всей компанией пошли в соседний отель пить чай и кушать местную выпечку.

На следующий день быстренько дошли до Татопани, где намеревались искупаться в горячем источнике - в специально оборудованном под это дело бассейне. Хотя когда я измерила температуру воды, засомневалась, можно ли вообще в такой воде находиться. Можно, если залезть в ту часть бассейна, куда стекала из шланга вода холодная.

Затем Юра, знающий толк в непальских развлечениях, повел нас на автобусную остановку. Вчетвером мы забрались на крышу автобуса к нашим рюкзакам, и я тоже, приняв дозу драмины. Ни в одной стране мира так на автобусе не поездишь. Пока в Непале этот экстремальный вид транспорта еще существует, надо этим пользоваться и получать удовольствие от жизни по полной! Главное - наклонять голову, чтобы не задеть ветки и провода, и не отрываться от крыши...

Так мы и ехали. Хорошо, что автобус делал частые остановки по разным поводам. Например, в горах на узкой дорожке, где двум встречным машинам не разъехаться, автобус неожиданно остановился и все с криками выскочили из автобуса, включая водителя... Все бросали камни и кричали, и тут мы увидели, что они пытались убить змею, которой не удалось слиться со скалой, как и не удалось уползти вниз в пропасть. Через пару минут бездыханное тело змеи было принесено в дар реке. Вот такой мега-экшн мы наблюдали с крыши. Когда доехали до Бени, мы сели в мягкие кресла другого автобуса и вечером были в Покхаре. А чтобы навязчивая тень нас не догнала, отправились с итальянским вином в ресторан отмечать завершение нашей экспедиции.

В Покхаре нам так понравилось, что мы провели там два чудесных дня, и остались бы еще на недельку-другую, если бы позволяло время. Встретили американца, с которым познакомились в аэропорту в Дели, питерцев, с которыми общались в Муктинате, авcтралийца с большим объективом, который, уезжая на джипе из Джомосома, из окна радостно махал нам рукой - казалось, все приезжающие в Непал в конечном итоге оседают в Покхаре на длительное время, где можно по-европейски отдохнуть: сплавать на гондоле на пляж, искупаться в озере, попробовать прекрасного местного ежевичного вина.

Но отдых, к сожалению, заканчивался. 1 мая мы съездили в Патан, а когда попытались пробраться в новый королевский дворец в Катманду, оказалось что 1 мая - выходной день и дворец закрыт. Тогда мы отправились на шопинг и попутно насладились первомайским шествием непальцев с красными флагами. Пока мы были в горах, подсчет голосов закончился и маоисты действительно набрали на выборах большее количество голосов.

Днем 2 мая наш самолет вылетел в Дели. В аэропорту я попрощалась с друзьями как следует, по-русски... Они ушли ожидать самолета до Москвы, а я - для начала к паспортному контролю, чтобы затем взять такси и уехать в город на поиски приключений.

Вот и подошло к концу наше путешествие и правление одной из королевских династий. Ждите следующей статьи - о первых днях Республики Непал.