Indonesia

Nepal

Myanmar (Burma)

Бирманские сюрпризы

Мьянма - страна загадочная. Единственная страна, в которой меня не встретила sms: «Добро пожаловать в Союз Мьянма! Чтобы звонить из роуминга…» Не было такой sms. Сразу же стало ясно - нет роуминга. А Интернет… как бы есть, и даже где-то (в Янгоне и Нгапали) слышали про wi-fi… Но на практике получилось полное изолирование от привычной нам цивилизации... вернее, произошло перемещение из ХХI века в один из минувших веков, примерно эдак в век 18-й.

Лошади, повозки, свечи по вечерам вместо лампочки, лонджи (юбки) и на женщинах и на мужчинах, измазанные танакой щеки и носы - такая раскраска лица, для красоты и удобства, как у женщин так и у мужчин (хоть и реже), как в отдаленных деревнях, так и в Янгоне.

День 1. Янгон

Визу получили в Бангкоке в посольстве Мьянмы, отнесли документы в 9 утра, а после обеда получили паспорта с визами. Сразу купили билеты на самолет на утро. Так что на следующий день были уже в бирманской столице.

Первая наша цель - храм Суле пайя, она же ступа (буддистская святыня). Ступа имеет восемь граней по всей высоте. Англичане во время колонизации использовали храм как начало отсчета для нумерации улиц в центре Рангуна. Говорят, в центре ступы лежит волос Будды. Храм был на реставрации, поэтому оценить красоту не было возможности. За красотой вечером пошли к ступе Шведагон.

Храмовый комплекс Шведагон, также известный как Золотая пагода - самая священная буддийская пагода для бирманцев. Согласно легенде ей уже 2500 лет. Но по предположениям археологов, ступа была построена между 6 и 10 вв. Главная ступа покрыта золотом и украшена 5448 бриллиантами и 2317 рубинами, а на самом верху сияет бриллиант в 76 карат (15 г). Если после захода солнца встать в определенном месте, то видно как он сияет в луче подсветки. Каждый бирманец ходит вокруг главной восьмиугольной ступы по часовой стрелке и останавливается около определенного храма, расположенного на одной из восьми сторон ступы и посвященного тому дню недели, в который человек родился. Дней недели восемь, так как в Мьянме среда делится на две части: первая и вторая половина дня (до 6 вечера и после). Каждый храм отмечен животными, с которыми бирманцы ассоциируют определенный день недели: Гаруда (мифологическая птица) - воскресенье, Тигр - понедельник, лев - вторник, слон с бивнями - среду утром, слон без бивней - среду вечером, мышь - четверг, морская свинка - пятницу, наг (мифический дракон-змея) - субботу.

Возвращаясь вечером из многолюдного Шведагона пешком, нашли, «домашний» бирманский «ресторан». Заказали и суп, и чай, и всё остальное.Затем нам принесли чайник с чаем, пиалу с супом, убедили, что все это бесплатно, ну а потом далее по списку всё что мы назаказывали. Пришлось второй или третий раз есть суп, четвертый раз пить чай. Так мы поняли, что часто суп и салат (с очень специфическим запахом и вкусом, не привычным для европейца), а также чайник с чаем, приносят сколько душе угодно, абсолютно бесплатно к тем блюдам, которые человек заказывает. Так что суп и чай заказывать в бирманских ресторанах не стоит.

День 2. Кьяктиё

Утром отправились на автобусе, который шел в Баго, но по пути завернули в городок Кьяктиё, к бирманской святыне - Золотой Скале, т.е. Голден Рок.

Оставив вещи, мы пошли на станцию грузиться в грузовик. На Золотую скалу люди ездят на грузовике, утрамбовавшись в кузове так плотно, что казалось, что все сидят друг у друга на коленях.

На полпути к Золотой скале грузовик остановился и военные проверили наши паспорта, выгрузили всех у подножия холмика, и дальше мы потопали пешком.

Хлынул ливень. Мы засели в ближайшем отеле, где нас угостили (по традиции) бесплатным чаем. Через 3 часа дождь кончился.

Когда добрели бодрым шагом, обгоняя носилки с особо слабыми туристами, уже почти стемнело. На ощупь разувшись перед входом (во все святые места надо входить босиком), я побрела к храмам. Чуть дальше была Золотая Скала - огромный валун, покрытый золотом, к которому пройти не удалось, просочившись между охранниками. Потому что женщинам входить нельзя. Только мужчины могут прикоснуться к золотой святыне, которая держится на краю обрыва, благодаря волосу Будды.

Обратно возвращались поздно, освещая путь фонариками. Спустившись, заплатили за грузовик 25000 чат (или кьят), т.е. 25 долларов на четверых (по курсу черного рынка - чуть больше) - и нас погрузили в грузовик рядом с водителями.

Обмен денег

В Бирме процветает черный рынок. В Янгоне чаты (кьяты) продаются везде, на рынке, в отелях, прямо на улице. Оплата за отель и за входные билеты - в долларах. А в ресторанах и за транспорт лучше платить чатами.

Свежеприбывшему в страну везде подсовывают сдачу мятыми долларами. Потом от таких купюр избавиться негде - никто не принимает. Так что будьте внимательны. Даже если на лице президента США незначительная потертость, заметная только под лупой или под глазом бирманца - купюру не возьмут никогда. Поэтому во время поездки я тщательно изучила лица президентов Соединенных Штатов - какие участки должны быть темнее, какие светлее, где какие линии должны проходить - иначе могли подсунуть потертую денежку и всё… Не раз приходилось возвращать на кассе сдачу обратно, и кассиры долго не спеша искали сдачу новыми долларами. Они не обижаются, уважают туристов, которые уже проникли в чудеса валютного рынка страны. Если потертость не на лице, а сбоку - то купюра может быть принята.

В итоге за время путешествия по Бирме мы вначале избавились от новых 100-долларовых бумажек, затем от чуть-чуть незаметно потертых, затем от заметно потертых, а от совсем мятых, которые нам всучил хозяин отеля в Янгоне в первый день - избавлялась уже в Таиланде.

Про курс обмена. Лучше менять доллары в Янгоне. Сразу. Самый невыгодный курс был в Нгапали на побережье.

За одну купюру в 100 долл. давали пачку денег из 100 купюр по 1000 чат каждая. 1000 чат (1 доллар) - самая крупная купюра в Бирме. Вернее, самая ходовая крупная купюра. Нам давали и 5000 чат (5 долл.), но обменять 5000 чат на мелкие было трудно, сдачу давать отказывались или сильно затруднялись.

Если менять сразу 500 долл., то взамен дают 5 пачек местных денег даже больше, поскольку курс в Янгоне не 1000 чат за доллар, а 960, а в Нгапали - 800 чат за доллар), которые ни в карман, ни в кошелек не поместятся. Я например деньги так и носила в рюкзаке. Надо иметь с собой и местные деньги, и доллары, в отелях и в кассах музеев и храмов принимают только доллары, хотя вроде бы соглашаются принять и чаты, но по невыгодному курсу (1000 чат за доллар).

Купюры в 100 и 200 чат настолько протертые, что на деньги совсем не похожи, и даже заклеены скотчем с двух сторон, чтобы не развалились. Брезгливость тут не уместна, мелкие денежки (даже в 50 чат) нравятся монахам и простым бирманцам, особенно из племен в районе Кало и озера Инле, которые любят фотографироваться.

День 3. Баго

Переночевав в Кьяктиё, поехали в Баго. Бирманские автобусы имеют свои особенности. Они часто делают остановки. На отдых и перекус. И на проверку паспортов. Длительные переезды для горной Азии - явление нормальное. Иногда автобус ломается и его ремонтируют. Тогда автобус приезжает в город ночью и высаживает туристов на пустыре. Нередко их ждут там агенты отелей с такси (т.е. грузовик с постеленной циновкой в кузове). А могут и не ждать... если время позднее, а автобус приехал на 3 часа позже запланированного.

В бирманских автобусах часто включены в стоимость билета вода, зубная щетка с пастой и мешочек... пакетик… для тех, кого укачивает. Пакетик, наполненный содержимым желудка, и мусор можно выбрасывать прямо в окно, это бирманцев не напрягает.

Днем в Баго отдали багаж на хранение, наняли такси (тук-тук) на день и отправились в Shwemawdaw Paya, то есть к ступе Швемадо, построенной в Х в. Ступа тоже очень почитается буддистами наряду с Шведагоном и Золотой скалой в Кьяктиё. Ступа к сожалению, была на реставрации.

В Баго много храмов, разбросанных по всему городу. Постарались объехать их все и вечером сели на ночной автобус.

День 4. Кало

За ночь автобус привез нас в Кало, где утром мы поспрашивали цены на трек. Треков в окрестностях несколько. Мы взяли наиболее интересный и договорились на завтра. Но для начала уехали на попутке в соседнюю деревню. Позавтракали какими-то апельсинами в чьем-то саду. А вот чтобы поужинать, пришлось забраться в деревню на холм. В один дом нас пригласили в гости, напоили чаем, в соседней деревушке накормили ужином и апельсинами, которыми и угощали нас на всем треке. Из деревни возвращались после заката, освещая дорогу фонариками. А потом нас подбросил но городка грузовик. Бирманцы - гостеприимный народ.

День 5. Трек к озеру Инле

Расставшись с пачкой чат, мы оставили вещи, которые поехали без нас на машине к озеру Инле, а мы сами отправились пешком к Шанскому нагорью. За три дня мы увидели много разных племен, которые отличаются разве что цветом одежды и манерой ее носить.

Стоимость трека была оговорена заранее. 8 долларов с человека за 3 дня, не считая лодки на Инле, платы за въезд на Инле, оплаты перевоза наших вещей. В стоимость входило: завтрак, обед, ужин, ночевка в доме в шанской семье, вторая ночевка в монастыре (за небольшое пожертвование), услуги гида и повара. Повара мы видели только когда садились за стол. Он нас опережал, чтобы приготовить всё к нашему приходу, всегда баловал нас деликатесами - например, бананами в синем огне бирманского рома…

Первую ночь при свечах провели в бирманском доме на сваях, где на первом этаже жили буйволы, а с лестницы без перил можно было ночью спросонья навернуться и упасть в мягкую грязь.

День 6. Трек к озеру Инле

Днем проходили по прекрасным полям, горам и лесам, мимо железнодорожной станции по шпалам, которые местами вывалились и перекосились. Железная дорога имела вид почти заброшенной, но уж точно не работающей.

Однако на станции все свидетельствовало об обратном. Поезд был забит бирманцами, на улице шла бойкая торговля овощами и фруктами. Кто знал, что и нам «посчастливится» проехаться на таком поезде (от Мандалая до Багана)… Итак, от станции недалеко было и до мужского монастыря (а бывают и женские), где мы провели вторую ночь нашего трека. Помещение монастыря было отгорожено тонкими перегородками, без дверей, где на пол постелили матрасы и одеяла для туристов. Тут же был алтарь, где монахи проводили богослужения.

Горячего душа прошлым вечером в доме у бирманцев я не нашла, и холодного тоже, да и поздно было искать воду, а вот в монастырь мы пришли засветло и помыться хотелось. Гид указал нам на странное устройство типа насоса, которое как бы когда-то качало воду из скважины-колодца и типа она поступала по трубе в кабинку, которую турист обычно именует «душевая», в виде бетонных стен, за которые надо прятаться, чтобы не узрели монахи со второго этажа монастыря. Но все это было лишь теоретически. Изучив первобытное устройство, я заглянула в колодец - там вода была и меня это очень порадовало, но через секунду я поняла, что воды не будет, ибо устройство сломано. Но мне надо было помыться пока тепло (ночью холодало, декабрь все-таки). Пошла к гиду, говорю: «дай что-нибудь куда налить воды, отнесу туда в кабинку и помоюсь». Он сразу понял, принес ковшик и два ведра. Я налила воду из бочки в ведра и притащила в кабинку. Помывшись, почувствовала себя человеком. Это, конечно, не горячий душ, и даже не душ, но как приятно… на природе, во дворе мужского монастыря…

День 7. Трек к озеру Инле

На следующее утро я проснулась, еще до восхода, перед тем как мальчики-монахи начали петь. Навестив паучка в лесу, я вернулась, послушала пение, которое в 5 утра разбудило тех, кто еще спал. Позавтракали, пожертвовали немного чат монастырю и потопали к озеру Инле. К обеду дошли, по пути посетив несколько развалин на вершине холмов. Приплыв в город, мы нашли наш отель, где нас давно уже ждали наши вещи.

День 8. Озеро Инле

Озеро Инле - уникальное место в Бирме, где выращивают помидоры и наши любимые мандарины, но не на твердой почве, а на полосках земли, плавающие по озеру. Иногда, если надо переместиться в пространстве, бирманцы перемещают поле по озеру и трудятся уже в другом месте.

Гид-лодочник нас сразу повез на другой маркет, где продавались дешевые вещи и сувениры. Затем было несколько развалин и храмов на холме, посещение табачной фабрики, домика падаунов (падаунгов), где на ткацком станке ткали шарфики девушки с длинными шеями, вытянутыми с помощью золотых колец. Далее по программе ресторан для туристов с высокими ценами. Альтернативы нет.

Вечером сели на автобус в Мандалай - культурную столицу Мьянмы, бывшую столицу Бирманской империи.

День 9-10. Мандалай

В окрестностях Мандалая большой интересны древние столицы Ава и Амарапура с тиковым мостом У Бейн длиной 1,2 км, самым большим деревянным мостом в мире.

В Мандалае интересны королевский дворец и храмы на холмах. Вечером поехали в Баган на поезде, и мы уже знали, по каким рельсам едет поезд и почему раскачивается так, что сумки падают на голову, а тело кидает от стены до стены, и почему в поезде нет спальных мест, а только сидячие; и это удовольствие стоит всего 10 долл. на каждого.

День 11-13. Баган

Баган - заброшенный город с храмами 9 в., главная туристическая достопримечательность в Бирме. В Багане в отель заселяют, только если сразу купить билет на посещение храмового комплекса. Осматривать Баган можно пешком, на велосипедах или на традиционной повозке, запряженной лошадью.

День 14. Попа и город Пи

По?па - это вовсе не то, о чем вы подумали! Это потухший вулкан высотой 1518 м. С горы Попа виден старый город Баган, а с другой стороны горы - глубокий каньон 914 м глубиной. На горе храмовый комплекс. Утром к горе ездит туристический автобус.

Город Пи (латинскими буквами - Pyay) расположен между Баганом и Нгапали. Там всего два отеля, а поэтому дерут втридорога. Около города находится самый древний храмовый комплекс то ли в Бирме, то ли вообще в Азии. Построен около 4-9 вв., сильно разрушен.

Вечером оказалось, что из Пи нет транспорта к океану. Пришлось ночью автостопить автобус, ехавший из Янгона в Нгапали, и платить 20 долларов с человека за счастье сидеть на откидных сиденьях в проходе.

День 15-17. Нгапали

Нгапали - курорт для желающих искупаться в водах Бенгальского залива. А из Нгапали обратно в Янгон можно либо улететь на самолете (70-100 долл.), либо уехать на автобусе, который швыряет из стороны в сторону все 16 часов. Про Нгапали я рассказала вкратце в статье Белые пляжи в Золотой стране, Или чем развлечь себя на Нгапали Бич.

День 18. Янгон

Что больше всего запомнилось из поездки в Бирму? Кроме Шведагона, Багана и океана? Ночной автобусный Нгапали-Янгон, когда каждые полтора часа автобус останавливали на постах для проверки документов. Военные и полиция «развлекали» нас, чтобы поняли туристы, что Союз Мьянма - самая безопасная страна на свете.